— Вот приходит человек и говорит: хочу креститься, что самое первое, самое важное ему нужно сказать?
— Что говорит апостол Филипп евнуху эфиопской царицы на его вопрос: что мешает мне креститься? Если веруешь от всего сердца, что Иисус Христос есть Сын Божий, можно (cм. Деян. 8). Конечно, таких, как этот евнух, сегодня мало. Ведь он читал Писания, размышлял над ними. Сегодня больше приходит таких, как евангельский слепорожденный, который спрашивал: а кто это — Сын Божий, чтобы мне веровать в Него? (см. Ин. 9: 36). Вот с этого вопроса и начинается диалог с человеком, который сегодня приходит креститься. И первое, что мы должны говорить таким людям, это слово о Христе. А об этом лучше всего сказано в Евангелии, потому что Евангелие — это Христос, который говорит с человеком, это благовестие человеку о спасении, книга жизни. Взрослый человек, приходящий креститься, обязательно должен прочесть Евангелие (одно из четырех), чтобы ответить на вопрос: он согласен с самым важным, что там написано — что Господь Иисус Христос — наш истинный Бог, пришедший в мир спасти людей через Свои крестные страдания и Свое воскресение? Именно это должен человек из Евангелия узнать и согласиться с этим внутренне, сердцем. Узнать не как информацию, а как основу своей веры. Евангелие не несет никакой информации (потому так трудно современным людям, настроенным на потребление информации, читать Евангелие), оно несет смыслы. И если сердце человека откроется навстречу этим смыслам, он может креститься.
— Но Евангелие – сложная материя, как же так сразу понять его высокие смыслы без объяснений?
— Человек должен рискнуть довериться Богу! Человек должен согласиться на то, что вот сейчас он вступает в некую область жизни, совершенно для него непонятную, но в этой области жизни главенствует Бог, Живой и Истинный, который спасает человека от власти зла и дарует ему вечную жизнь. Человек должен пойти на риск перемены свой жизни, потому что крещение — это изменение жизни, второе рождение, и надо рискнуть, чтобы родиться дважды. И если он решится пройти этим путем, пока для него неизвестным, можно говорить ему о том, что такое жизнь в Церкви, потому что тот опыт и знания, которые он будет получать, он приобретет через живую связь с Богом, которому он доверился. Ведь таинство, принятое с готовностью души, для человека очень многое открывает.
А дальше встают другие вопросы. Ведь и бесы веруют и трепещут. Вопрос, который встает следом: хочу ли я идти за Господом, хочу ли стать христианином? А что такое — быть христианином? Это значит — встретить самую крепкую любовь в своей жизни, любовь, которая никогда не перестанет. И ответить на нее. Быть верным ей в горе и радости. Могут оставить и друг, и супруг, отец, даже мать, но Господь человека никогда не оставит, если тот сам не откажется от Него. Хотите быть так любимы? И этот вопрос адресуется не только взрослому, но и родителям младенцев. Им надо честно сказать, что крещение автоматически не избавит ребенка от болезней и неприятностей. И крещеные дети умирают. Но теперь ваш ребенок — христианин. Вот видите крест — Христос распятый, это цена за крещение вашего ребенка. Он пролил Свою кровь, чтобы ваше дитя имело возможность, став христианином и следуя путем христианской жизни, умирая для греха, спастись к жизни вечной. Готовы ли вы своего ребенка доверить распятому и воскресшему Христу?
В огласительных беседах святителя Кирилла Иерусалимского, прекрасно объясняющих смысл крещения, говорится, что купель крещения для человека — одновременно гроб и колыбель, в которой он одновременно умирает и рождается, умирает греху, старой жизни и рождается в Боге, к новой жизни. Апостол Павел пишет, что все, кто крестился во Христа, в Него облеклись. Христос нам отдает свое имя, мы крещением входим в родство с ним, в его семью, в его род, мы становимся Христовы, становимся христианами. Мы все теперь его печатью запечатлены. Поэтому крещение неразрывно связано с воцерковлением. В некоторых храмах сегодня возрождается практика крещальных литургий, как это было в Древней Церкви. Чин крещения взрослых на литургии сейчас восстановлен Православным Свято-Тихоновским университетом. Очень важно готовящимся ко крещению в литургии участвовать, необходимо рассказать о таинстве исповеди и Евхаристии, принятии Тела и Крови Христа, потому что через литургию человек входит в жизнь Церкви, становится членом Церкви как Тела Христова.
— На этом месте у многих, как взрослых, так и родителей крещаемых младенцев, возникает пауза порой длиною в жизнь. Считается, что самое главное — покреститься, и крещение как-то само будет «действовать».
— К крещению глагол «действовать» неприменим, крещение — «не действует»! От того, что в крещении человеческая природа лишается власти первородного греха, человек освобождается от довлеющей прежде силы зла, он не становится автоматически защищенным от всякого зла. В крещении человек получает способность вместе с Богом, обращаясь к Богу, в неразрывной связи с Богом бороться и побеждать грех, получает возможность стать новой тварью, вступить в бытие, над которым не властны земные законы тления, для которого нет смерти, потому что Христос победил смерть. Но все это возможно только с Богом, то есть только в Церкви, а не в одиночку! Таинство крещения — это рождение нового члена Церкви, потому что только в Церкви можно раскрыть полученный в крещении дар.
Даже само прощение грехов в таинстве крещения не происходит без покаяния, без искреннего желания оставить прежнюю жизнь с ее грехами и заблуждениями, насколько возможно, осознать их. Прощение грехов требует того, чтобы человек назвал грех грехом и от него отрекся. Что говорил Иоанн Креститель приходящим к нему креститься: покайтесь, сотворите достойный плод покаяния! А тех, которые шли совершить «обряд», он называл лицемерами и похуже того.
Конечно, можно, получив от Бога залог новой жизни, так и оставить его нераскрытым, закопать талант в землю. Но тогда, если человек принимает таинство крещения формально, не открываясь внутренне Господу, не интересуясь Им, не желая ничего узнать о той новой жизни, которая ему даруется, он собирает себе на голову горящие угли, потому что настанет день, когда с него, по собственной воле или свободной воле его родителей ставшего членом Церкви, спросится, и надо будет что-то отвечать.
— Но ведь за крещеных людей идет общецерковная молитва, за них можно подавать записки на проскомидию, усопших отпевать. Разве это не лучше, чем если бы человек был совсем вне Церкви?
— А вот я не уверен, что для таких формально крещеных это будет «лучше». С тех, кому много дано, много и спросится. Если бы они были слепы, то есть не имели бы возможности узнать, что произошло с ними в таинстве крещения, то и не имели бы греха, а раз знают или имеют возможность узнать, но не интересуются, значит, ответственность остается на них.
А что касается общецерковной молитвы, «записочек» — нельзя так формализовать действия Церкви! Церковь молится за всю вселенную — есть такая молитва в алтаре во время Евхаристического канона, Церковь молится о всем творении, о всем мире. Господь всем, без исключений, хочет спасения и в разум истины прийти. Он за всех пролил Свою кровь на кресте. И те, кто этой кровью воспользовались, то есть крещеные, но своей любовью на любовь Божию не ответившие, вполне могут сказать: Кровь Его на нас и на детях наших. Они воспользовались крещением, чтобы быть защищенными, чтобы у них «все было хорошо», чтоб воду святую «от болезней и сглазу» принимать, чтоб Церковь соборно о них молилась, а потом «со святыми упокоила», чтобы «Боженька» подал пятое-десятое, а кто такой Боженька, что Он делает, это нам все равно, и вообще этот Боженька у нас в душе.
Можно низвести любое таинство до самого примитивного шаманского уровня, с «записочками», «просфорочками», «водичкой», за которыми ровно ничего не будет стоять, кроме желания взять что-то себе, ничего взамен не давая, разве десятку за свечку или пятисотку за крещение.
— Но ведь не все сразу способны воспринять глубину церковной жизни. У каждой души своя скорость, ритм, и часто не видно, как горчишное семя веры зреет в душе. Кому-то надо, может быть, пройти и обрядовый период?
— Церковь обязана сделать все, чтобы этот период у человека не перешел в злокачественную форму. В Церкви есть все возможности подготовить человека к достойному принятию крещения, а не сознательно, по лени, профанировать его. Но для этого от Церкви прежде всего требуется смотреть на приходящих людей полными радости глазами. Видеть человека, а не объект, который надо катехизировать. Вы не смотрели такой замечательный фильм «Елена» Звягинцева. Не смотрели? Боитесь? Правильно, там есть чего бояться. В этой картине есть замечательный эпизод: у главной героини, Елены, женщины среднего возраста, заболевает муж, и она приходит в церковь. Отношения с мужем сложные, показано, как они все время друг друга используют. Но когда муж серьезно заболел, в ней что-то просыпается, она понимает, что должна что-то для него сделать. А что сделать? И она приходит в храм. Там за ящиком сидит женщина с хорошим православным лицом, что-то пишет. Елена задает ей вопрос, она отрывается от записей, мельком взглядывает на Елену и, не отвечая на вопрос, бросает: «Головку прикройте». Елена надевает платок, спрашивает опять: «А где здесь можно свечку поставить?» — «А вам за здравие или упокоение?» — «У меня муж в больнице». — «А, значит, за здравие, — не глядя так, продолжая писать, — туда, туда и туда. Вот к этой иконе подойдите и попросите о здоровье». И ведь все правильно сказала! Но люди не встретились.
Мы, как Церковь, сегодня почти не замечаем в человеке человека, не дорожим человеком. При этом нам очень важно, чтобы нас, православных, было много. Но невозможно говорить о личных отношениях с личным Богом, относясь к человеку формально. Нельзя встретить Христа, не встретив человека. Катехизация — это хендмейд, очень серьезные разговоры со священником. А если начинать общение с разговора о свечечке-платочке, человек встречает не Христа, а обряд, хорошо отлаженный, успокаивающий, дающий уверенность, что если человек будет делать «все правильно», то и у него все будет «правильно». Что если он будет подавать записочки, то они будут «действовать», потому что известен механизм действия записочек: священник вынимает частичку из просфорочки, потом эта частичка окунается в Чашу со Христовой Кровью, и это действует! И уже можно совершенно спокойно не знать, Кто такой Господь наш Иисус Христос, потому что можно просто знать, что сегодня воскресенье и что, когда ты причастишься, у тебя все будет хорошо. Ведь причастие — благодать, ты возьмешь благодать, и у тебя все будет хорошо, потому что причастие — во здравие души и тела. Но когда в жизни случается что-то такое, что не вмещается в эти правильные рамки, человек теряет ориентацию полностью. Даже просыпается интерес к Богу: как же Он допускает такое, ведь я же все «правильно» делал. Но если человек прочел с открытым сердцем Евангелие, то он мог заметить, что страдание, неизбежное в нашей жизни, только открывает путь ко Христу, который никогда не оставит без утешения.
— Вправе ли священник отказывать в крещении людям и что может быть основанием?
— Сегодня мы должны понимать — что за люди пришли? Например, если в наш храм приносят крестить младенцев члены нашей общины, мне, как священнику, никакой беседы проводить не нужно, я крещу их с радостью, потому что я крещу человека, рожденного в церковной семье и ставшего новым членом Церкви. Ведь Церковь, принимая решение (и было немало споров) крестить младенцев, основывалась на том, что она доверяет воспитание детей христианской семье, малой Церкви. Но если нет никакой малой Церкви, нет никого, кто научит младенца основам христианской жизни, если приходят люди, которые не знают, Кто такой Господь Иисус Христос, ни разу в своей жизни не прочли молитву «Отче Наш», не имели никакого духовного опыта, хотя бы на уровне «Господи, помилуй!», — кому ж тут доверять? С ними необходимо очень серьезно беседовать. Прежде всего спросить: зачем они хотят креститься? Хотят ли они узнать о том, что с ними потом произойдет? Хотят ли быть верными Богу?
По опыту могу сказать, что очень часто людям удобнее заплатить определенную сумму денег и ничего этого не знать. И если священник не разуверит такую семью, что вот с такими намерениями креститься — грех, не постарается пробудить в них интерес к подлинному смыслу крещения, то он пойдет на поводу страшной ереси, потому что это потакание языческому сознанию и профанация таинства крещения.
Человек, высказавший желание креститься, должен делом подтвердить, что он принимает то, с чем к нему обращается Церковь. Прийти на беседу, на исповедь. Если родители приносят крестить ребенка, они и крестные также должны каким-то образом явить свое членство в Церкви: исповедаться, причаститься, если они христиане.
А если такого подтверждения человек не явил, нам не надо бояться сказать, что он сейчас креститься не может по одной простой причине: у него нет желания ни быть христианином, ни воспитывать детей в христианской вере, и я, как священник, не могу доверить ему христианского воспитания его ребенка.
— У Церкви сегодня непростая, даже небывалая задача: еще никогда у нее не было 80 процентов крещенных, но невоцерковленных граждан и еще никогда ей не приходилось массово крестить детей неверующих (или невоцерковленных) родителей. Что нужно сделать, чтобы народ перестал видеть в крещении «религиозную услугу», а священник — считать, что он обязан предоставить ее по первому требованию?
— Со стороны Церкви — бескорыстие и просвещение, со стороны людей — честность. Многие причины того, что мы сейчас имеем, в нашем прошлом. В России, как православном государстве, считалось, что вера передается из поколения в поколение. Крестили тогда во младенчестве, были церковно-приходские школы, Закон Божий, и потому в катехизации вроде и не было нужды. Крещение взрослых было исключением — доказательство тому отсутствие в русских храмах послемонгольского периода баптистериев, где крестили взрослых. В советский период о катехизации речи не шло, она приравнивалась к уголовно наказуемой «религиозной пропаганде».
Кроме того, за крещение во все времена, и в дореволюционные также, существовала установочная цена. А в советское время, особенно в шестидесятые годы, когда экономически Церковь была поставлена в очень тяжелые условия, плата за крещение, как и другие требы, которые были фиксируемы, составляла весомую часть дохода и для жизни прихода, и для жизни священника.
Такой подход к делу в сознании людей, почти на генетическом уровне, и сформировал образ церкви как места, где на определенных условиях ты получаешь определенные услуги: платишь деньги, и тебе выдают «духовный продукт». Не продается крещение, не продается Евхаристия, не продается исповедь, не продаются таинства! Как только они начинают продаваться, они начинают действовать магическим способом в сознании людей. Необходимо освободить себя от жесткой платы за крещение. Как только мы связываем себя деньгами, мы уже не имеем права требовать от человека, чтобы он нас услышал. Но если мы всем христианским сообществом откажемся от тарифов и согласимся с апостольским принципом «даром приняли, даром отдавайте», то тогда мы сможем сказать приходящим ко крещению: нам, кроме вашего желания стать христианами, ничего не надо.
Таинство крещения – начало жизни христианина. Подготовка к этому событию должна быть максимально серьезной и осмысленной, как со стороны того, кто принимает крещение, так и со стороны его крестных и близких людей. Мы собрали самые главные вопросы читателей о таинстве вхождения человека в христианскую традицию и задали их протоиерею Алексию Митюшину, настоятелю храма Живоначальной Троицы в Кожухово.
В первую очередь крестному отцу и крестной матери нужно знать веру Христову и, более того, жить этой верой. Потому что наша вера не столько в наших словах, сколько в наших делах, в самой нашей жизни. Если крестные не живут верой, каким образом они смогут открыть веру своему крестнику? В современной церковной практике в большинстве случаев крестные имеют возможность только молиться за своих крестников, а воспитывают их родители. Поэтому родителями, как и крестным, необходимо быть христианами в полном смысле этого слова. Перед тем, как крестить своих детей, нужно определиться – действительно ли мы христиане или мы сами по себе, у нас своя «вера», свои воззрения на веру. Если у человека остаются какие-то сомнения и стереотипы насчет веры и Церкви, лучше взять паузу, разобраться в самих себе. Иначе можно обмануть своих детей, своих крестников – крестить их, а веры не дать. Это будет профанацией таинства.
Для крещения девочки или мальчика нужна новая белая рубашка, для младенцев – распашонка, которая либо специально шьется для этого события, либо приобретается в храме. Также необходимо взять нательный крестник, пару полотенец. Необходимо определиться, в честь какого святого будет наречен ребенок после крещения.
Взрослому человеку для крещения необходима неспешная серьезная подготовка. Тем, кто желает принять крещение, следует посетить огласительные беседы, поговорить со священником. Он назначит день, в который нужно будет прийти на исповедь, а также скажет, как готовиться к крещению, что читать – конечно, обязательно Евангелие. Также человеку, решившему принять крещение, желательно начать посещать богослужения, потому что крещеный человек становится частью православной церкви Христовой и частицей прихода, который он выбирает, в котором будет духовно жить.
Наблюдая за человеком до крещения, можно сделать вывод, будет ли он после крещения действительно жить христианской жизнью. К сожалению, печальные подозрения зачастую оправдываются – после крещения дух радости у человека очень быстро исчезает, захватывают повседневные заботы, работа, нет ни возможности, ни желания прийти в храм.
Перед крещением взрослому человеку нужно очень хорошо подготовиться и ответить самому себе на все вопросы, которые его смущают. Подставит ли он левую щеку, когда бьют по правой? Почему священники ездят на дорогих машинах? Почему батюшки толстые? Почему в храме люди злые? И на все остальные “почему”. Если на эти вопросы человек не найдет ответ до крещения с помощью храмовых катехизаторов, священников или других прихожан, впоследствии может произойти внутренняя обструкция. Следует ответить самому себе на все неудобные, вызывающие сомнения вопросы.
В нашем мире, когда мы открываем интернет, смотрим телевизор или слушаем радио, мы может столкнуться со множеством грязи, которая порой исходит даже от православных священников и очень авторитетных людей. Такие люди действительно уводят народ от Христа. Здесь важно с трезвым пониманием входить в Церковь Христову и помнить, что только Христос является тем спасительным кораблем, что приведет нас к вечному Царствию.
Крестному и крестной нужно обязательно посетить огласительные беседы в храме, прийти на исповедь и на причастие перед крещением своего крестника. Также это нужно сделать и родителям ребенка, которого собираются крестить.
Конечно, крестные нужны человеку, это древняя традиция христианской церкви. Крестные являются перед Церковью свидетелями того, что человек действительно будет воспитан в христианской вере и будет не просто внешне называться христианином, но и жить по вере. Крестные – это духовные отец и мать и для ребенка, и для взрослого человека. В первые века христианства крестные выступали поручителями того человека, которого приводили в Церковь. Они же были наставниками своему крестнику. Поэтому и сейчас выбирать крестного нужно очень внимательно.
Три основные молитвы, которые необходимо наизусть знать человеку, принимающему крещение – это “Отче наш”, “Богородица, Дева, радуйся” и “Символ веры”. Помимо этого, человеку перед крещением нужно читать и вечерние молитвы, и утренние. Можно читать и каноны, которые потом человек будет читать ко причастию (канон Спасителю, Пресвятой Богородице, ангелу-хранителю).
Например, император Константин, сделал христианство господствующей религией Римской империи, крестился уже во взрослом возрасте. Однако до этого он жил полноценной церковной жизнью: и молился, и в церковь ходил. Так и каждый человек перед крещением должен проникнуть в глубины православной веры, стараться самостоятельно читать дома молитвослов.
Отче наш, Иже еси́ на небесе́х! Да святи́тся имя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое, да будет воля Твоя, я́ко на небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги наша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м нашим; и не введи́ нас во искушение, но изба́ви нас от лука́ваго.
Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, Благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю; благослове́на Ты в жена́х и благослове́н плод чре́ва Твоего́, я́ко Спа́са родила́ еси́ душ на́ших.
Ве́рую во еди́наго Бо́га Отца́, Вседержи́теля, Творца́ не́бу и земли́, ви́димым же всем и неви́димым. И во еди́наго Го́спода Иису́са Христа́, Сы́на Бо́жия, Единоро́днаго, И́же от Отца́ рожде́ннаго пре́жде всех век; Све́та от Све́та, Бо́га и́стинна от Бо́га и́стинна, рожде́нна, несотворе́нна, единосу́щна Отцу́, И́мже вся бы́ша. Нас ра́ди челове́к и на́шего ра́ди спасе́ния сше́дшаго с небе́с и воплоти́вшагося от Ду́ха Свя́та и Мари́и Де́вы и вочелове́чшася. Распя́таго же за ны при Понти́йстем Пила́те, и страда́вша, и погребе́нна. И воскре́сшаго в тре́тий день по Писа́нием. И возше́дшаго на небеса́, и седя́ща одесну́ю Отца́. И па́ки гряду́щаго со сла́вою суди́ти живы́м и ме́ртвым, Его́же Ца́рствию не бу́дет конца́. И в Ду́ха Свята́го, Го́спода, Животворя́щаго, И́же от Отца́ исходя́щаго, И́же со Отце́м и Сы́ном спокланя́ема и ссла́вима, глаго́лавшаго проро́ки. Во еди́ну Святу́ю, Собо́рную и Апо́стольскую Це́рковь. Испове́дую еди́но креще́ние во оставле́ние грехо́в. Ча́ю воскресе́ния ме́ртвых, и жи́зни бу́дущаго ве́ка. Ами́нь.
В Евангелие от Иоанна мы читаем разговор Господа с Его тайным учеником, праведным Никодимом, где Христос говорит: «кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5). Соответственно нам, уверовавшим в Спасителя, необходимо принять крещение, чтобы вечно быть со Христом, чтобы быть не просто рабами, а чадами Божьими. Для этого мы и принимаем крещение, чтобы отрешиться от всего греховного и войти в святую жизнь.
Взрослому человеку для крещения необходима неспешная серьезная подготовка. Тем, кто желает принять крещение, следует посетить огласительные беседы, поговорить со священником. Он назначит день, в который нужно будет прийти на исповедь, а также скажет, как готовиться к крещению, что читать – конечно, обязательно Евангелие. Также человеку, решившему принять крещение, желательно начать посещать богослужения, потому что крещеный человек становится частью православной церкви Христовой и частицей прихода, который он выбирает, в котором будет духовно жить.
Наблюдая за человеком до крещения, можно сделать вывод, будет ли он после крещения действительно жить христианской жизнью. К сожалению, печальные подозрения зачастую оправдываются – после крещения дух радости у человека очень быстро исчезает, захватывают повседневные заботы, работа, нет ни возможности, ни желания прийти в храм.
Перед крещением взрослому человеку нужно очень хорошо подготовиться и ответить самому себе на все вопросы, которые его смущают. Подставит ли он левую щеку, когда бьют по правой? Почему священники ездят на дорогих машинах? Почему батюшки толстые? Почему в храме люди злые? И на все остальные “почему”. Если на эти вопросы человек не найдет ответ до крещения с помощью храмовых катехизаторов, священников или других прихожан, впоследствии может произойти внутренняя обструкция. Следует ответить самому себе на все неудобные, вызывающие сомнения вопросы.
В нашем мире, когда мы открываем интернет, смотрим телевизор или слушаем радио, мы может столкнуться со множеством грязи, которая порой исходит даже от православных священников и очень авторитетных людей. Такие люди действительно уводят народ от Христа. Здесь важно с трезвым пониманием входить в Церковь Христову и помнить, что только Христос является тем спасительным кораблем, что приведет нас к вечному Царствию.
Конечно, лучше золотой крестик. Каждому ребенку да и взрослому будет приятно иметь такой крест. А если серьезно – любой крест подходит для крещения. Главное, чтобы он был прочным и не сломался. Относительно размера, узора, драгоценного металла и материала – нет никакой разницы. Важно, чтобы у человека перед крещением было благоговение. Крест приобретается на усмотрение родителей и крестных.
Крестильные наборы и для взрослых, и для детей продаются в церковных лавках. Для младенца можно взять просто распашонку, которая может использоваться в качестве крестильной одежды. А взрослому человеку можно купить крестильную рубашку, как женскую, так и мужскую. Вся крестильная одежда белого цвета, потому что он символизирует чистоту души и свет Царства Христова. Символизирует также Фаворский свет, на котором Христос преобразился.
Перед крещением нужно купить крестильный набор одежды, нательный крест. В храме можно приобрести свечи для всех, кто будет участвовать в таинстве: для родителей, крестных, друзей, всех пришедших. Эти свечи будут зажигаться во время крещения. Еще нужно приобрести или взять с собой махровые полотенца. Взять с собой икону того святого, в честь которого назван или будет назван человек при крещении. Такую икону обычно дарят человеку его крестные.
Кроме того, что перечислено выше, как взрослому, так и ребенку необходимо взять с собой свидетельство о рождении.
Да, полотенца на крещении нужны. Желательно взять пару махровых, хорошо впитывающих полотенец.
Человеку, который принимает крещение, нужно только исповедоваться. А вот родителями и крестным ребенка, которого крестят, нужно и исповедоваться, и причаститься. Особенно это важно тем, кто давно не причащался, потому что именно таинство евхаристии и таинство покаяния соединяет нас со Христом и Его Церковью.
После крещения обязательно необходимо причаститься взрослому человеку, а родителями крещеного ребенка впервые принести его к чаше причастия. И после этого стараться регулярно причащаться. Лучше всего каждую неделю, каждый воскресный день.
Конечно, желательно поститься перед крещением. У всех людей разное физическое здоровье, поэтому этот вопрос лучше задать священнику, который будет вас крестить. Он же может стать вашим духовным отцом. Поэтому выбирая батюшку, который будет вас крестить, будьте внимательны, найдите себе духовного отца до крещения.
После крещения каждому человеку нужно быть и оставаться христианином. Преумножать свои добрые дела. Возрастать и укрепляться в вере. И примером своей жизни приводить других людей к Богу, проповедовать Христову веру.
Если говорить о практических действиях, то сразу после крещения человеку нужно причаститься. После регулярно причащаться и исповедоваться, найти себе духовного отца, читать Священное Писание и духовные книги, совершать паломничества к святым местам.
Источник: https://foma.ru/
Когда мне приходится крестить взрослого человека, то чаще всего таинство Крещения я совершаю без крестных. Потому что крестные, или восприемники, обязательно нужны только для детей. Когда крестится взрослый, он сам может сказать, что верит в Господа Иисуса Христа как своего Спасителя и хочет принять Святое Крещение, чтобы спасти свою душу. Он сам может ответить на вопросы священника и обещать верность Христу. Конечно, хорошо, когда рядом с взрослым крещаемым есть православный церковный человек, который может стать его восприемником и помочь ему делать первые шаги в храме, будет учить его основам веры. Но повторяю, для взрослого наличие крестных не обязательно.
Зачем вообще нужны восприемники? Крестные — это те люди, которые за малолетством своих крестников дают за них обеты Святого Крещения, обещание верности Богу. Они за своих духовных детей отрекаются от сатаны, сочетаются Христу и исповедуют свою веру, читая за них Символ веры. Большинство людей мы крестим в младенчестве, то есть в том возрасте, когда ребенок еще не имеет сознательной веры, не может ответить, как он верует. За него это делают крестные. Мы крестим детей по вере восприемников и по вере родителей как самых близких людей. Поэтому на тех и на других лежит огромная ответственность. Крестные — это не просто друзья семьи, это не какие-то «свадебные генералы», стоящие при совершении таинства с лентой «Почетный свидетель», как это бывает на свадьбах. Нет, крестные — лица очень ответственные, они становятся поручителями пред Богом за души своих крестников. Они в момент крещения вместе с родителями, перед Крестом и Евангелием, лежащими на аналое, дают обещание Самому Богу. Какое обещание? Что они приложат все усилия, чтобы новокрещеный младенец вырос верующим, православным человеком. Их обязанность теперь — молиться за своих духовных детей, учить их молитвам, наставлять в православной вере и водить в храм причащаться, а потом, после семи лет, и исповедоваться. Чтобы когда их крестник войдет в совершенные года, он уже знал, как молиться Богу, знал, во что мы верим и зачем ходим в храм. Конечно, самая большая ответственность по христианскому воспитанию детей лежит на родителях, но и крестные могут очень сильно повлиять на своих крестников, стать их духовными учителями, наставниками.
Теперь немного о грустном. Большинство современных крестных очень плохо подготовлены. К величайшему сожалению, многие родители совершенно формально подходят к таинству Крещения своих детей и так же формально выбирают крестных. Ведь крестный должен быть не просто хорошим человеком, общение с которым нам приятно, нашим другом или родственником — он должен быть человеком православным, воцерковленным и знающим свою веру. Как мы можем научить кого-то основам веры, если мы сами не знаем даже самых азов, не читали Евангелия, не знаем молитв? Ведь в любой сфере, если человек хорошо знает какое-то дело, например, умеет водить машину, работать на компьютере, решать математические задачи, делать ремонт, он может научить этому других, передать свои знания. А если он сам ничего не знает в этой области, кого он может научить?
Если вы являетесь крестными и чувствуете в себе недостаток знаний в духовной области (а никто из нас не может сказать, что он до конца изучил православную веру, ибо это неисчерпаемый кладезь духовной мудрости), необходимо восполнить этот пробел. Нужно заняться самообразованием. Поверьте, ничего сложного в этом нет, особенно сейчас, когда никто нам не запрещает читать любую духовную литературу и когда книги, брошюры, диски, рассказывающие о вере православной, продаются во всех храмах и книжных лавках. Господь открывается каждому обращающемуся к Нему, в любом возрасте. Мой дедушка принял Крещение в 70 лет и потом так хорошо освоил основы православной веры, что мог даже учить и наставлять других.
Начинать духовное образование нужно с самых начальных, основных книг, таких как «Закон Божий», «Первые шаги в православном храме» и других. Обязательно нужно прочесть Евангелие; начать можно с «Евангелия от Марка», оно самое краткое, всего 16 глав, и написано специально для новоначальных христиан из язычников.
Восприемник обязан знать Символ веры и читать его при крещении, в этом молитвословии в краткой форме изложено православное вероучение, и крестный должен знать, во что он верит. И конечно, крестный должен жить по заповедям Божиим, молиться Богу и причащаться. По церковным канонам ребенку полагается один крестный, того же пола, что и крещаемый, но наша русская традиция предполагает двух восприемников — мужчину и женщину. Они не должны состоять между собой в браке. Крестные потом не могут выходить замуж за своих крестников или жениться на них. Отец и мать ребенка не могут быть у него крестными, но другие родственники: бабушки, дедушки, дяди и тети, братья и сестры — вполне могут стать крестными. Восприемники, готовясь к таинству Крещения, должны исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин.
Источник: http://www.pravoslavie.ru